В Казани завершился VIII Фестиваль лучших инклюзивных практик, ставший крупнейшей площадкой для обмена опытом в сфере специального образования. Около четырех десятков учебных заведений Татарстана представили свои инновационные разработки и методики работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
На площадке Университета управления ТИСБИ собрались ведущие специалисты и педагоги, чтобы поделиться своими наработками и обсудить перспективы развития инклюзивного образования в республике. Корреспонденту Татар-информа удалось пообщаться с организаторами и членами жюри фестиваля, чтобы узнать все подробности этого значимого события.
В течение нескольких дней участники фестиваля демонстрировали инновационные проекты в области инклюзивного образования и обменивались опытом работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Мероприятие стало масштабной площадкой для профессионального диалога между педагогами, методистами и руководителями образовательных организаций.
В рамках фестиваля прошли мастер-классы, круглые столы и презентации лучших практик инклюзивного образования. Участники представили широкий спектр инновационных проектов для дошкольных учреждений, школ и организаций дополнительного образования, направленных на создание комфортной образовательной среды для всех детей. Перед награждением победителей фестиваля были продемонстрированы творческие номера в компетенции Жестовое искусство. По словам ректора университетаДмитрия Полякова, фестиваль стал важной площадкой для обмена опытом и распространения лучших практик инклюзивного образования. Педагоги профессионально растут из года в год, обмениваются опытом и практиками, что позволяет им более эффективно помогать детям с особыми потребностями, подчеркнул он.
Особое внимание было уделено вопросу подготовки квалифицированных преподавателей. Необходимо создавать условия для увеличения числа специалистов в этой области как в материальном плане, так и в плане социального признания их труда, отметил ректор.
Вуз демонстрирует успешный опыт инклюзивного образования. Наши студенты с ограниченными возможностями активно участвуют во всех творческих и спортивных мероприятиях, конкурсах проектов. Они обучаются в общей среде, что помогает им чувствовать себя частью социума, прокомментировал Поляков.
В университете создана особая семейная атмосфера. Каждый студент, в том числе и с ограниченными возможностями, здесь чувствует себя как дома, отметил ректор, подчеркнув важность инклюзивного подхода в образовании.
Говоря о городской инфраструктуре, ректор отметил положительные изменения: В центре города дороги оборудованы прекрасно, хорошо освещены пешеходные переходы. Есть специальные автобусы с низким полом. Однако он признал, что есть и проблемы, требующие решения.
Преподаватели университета активно участвуют в фестивале в качестве наблюдателей, членов жюри и экспертов. Они перенимают лучшие практики и методики, что способствует общему повышению профессионализма, добавил Поляков.
Фестиваль продолжит свою работу и в следующем году, получив поддержку университета для дальнейшего развития инклюзивного образования в регионе.
На церемонии награждения были определены победители в различных номинациях. Несмотря на то, что в фестивале нет формальных победителей, участники проявили высокую соревновательную активность. Судя по довольным улыбкам участников, фестиваль удался, отметил ректор, поблагодарив педагогов за участие.
Как отметилаНаталья Юлтыева, старший методист информационно-методического отдела Управления образования Казани, уровень фестиваля растёт с каждым годом: В этом году у нас участвовало около 90 педагогов. Количество участников растёт, и уровень фестиваля с каждым годом становится выше.
Фестиваль включает несколько номинаций, охватывающих дошкольные учреждения, школы и организации дополнительного образования. Первое место всегда бывает одно, но может быть два вторых, два третьих, потому что действительно трудно отобрать, и работы очень достойные, подчеркнула Юлтыева.
О фестивале уже знают по всей Республике Татарстан. В этом году поступили заявки от образовательных учреждений Зеленодольска, Арска, Сабы и Лаишево. Они хотят принять участие и, самое главное, поучиться у нас, отметила представительница управления образования.
В сфере дополнительного образования пока существует определённая проблема недостаток адаптированных образовательных программ. Мы должны работать с педагогами, обучать их и помогать составить адаптированную программу, пояснила Юлтыева.
Особого внимания заслуживает опыт детского сада 33, который в прошлом году занял первое место во всероссийском конкурсе в номинации Лучший инклюзивный детский сад. Это наша гордость. Их приглашали уже много раз и в Санкт-Петербург, и в Москву, поделилась она.
Фестиваль продолжает набирать обороты, привлекая всё больше участников и расширяя географию. В планах рассмотреть возможность расширения конкурса на республиканский уровень.
Как отметилаМарианна Герасимова, кандидат философских наук и руководитель Методического центра по поддержке людей с РАС и другими ментальными нарушениями, нынешний фестиваль продемонстрировал рекордное количество заявок и высокий уровень представленных практик. Относительно прошлых лет очень высокий уровень. Сами практики у людей, у специалистов, у педагогов, подчеркнула она.
Особое внимание было уделено критериям оценки работ, включающим актуальность, разработанность темы, глубину содержания и инновационность. Важным аспектом стала демонстрация количественных и качественных результатов внедрения практик.
Среди представленных проектов были отмечены инновационные разработки в сфере музыкального образования детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Впервые так ярко прозвучала работа изучения музыки, подчеркнула эксперт.
Фестиваль также стал площадкой для выявления потенциальных участников республиканских и всероссийских конкурсов.
В заключении было отмечено, что наряду с реализацией программы Доступная среда необходимо продолжать работу по повышению общественной осведомленности и формированию культуры принятия людей с ограниченными возможностями здоровья. Нужно проводить большую работу, чтобы наши дети росли в добре и хотели помогать ребятам, которым нужна поддержка, подытожила Герасимова. Проректор по социальной политике и инклюзивному образованию Университета управления ТИСБИЕлена Мелинаподчеркнула, что подготовка педагогов становится все более качественной с каждым годом. Самое главное это практический опыт педагогов, который нельзя просто так взять и внедрить без практического применения, подчеркнула она.
Особое внимание было уделено разнообразию представленных проектов. Выбирать победителей было очень сложно, потому что работы были действительно сильные и достойные, прокомментировала Мелина. По ее словам, преподаватели подготовили обширный дидактический и презентационный материал, демонстрируя высокий уровень профессионализма.
Важной особенностью фестиваля стала возможность обмена опытом между педагогами. Практика не может работать без результативности, отметила Мелина, подчеркнув значимость публичного представления методик для их дальнейшего распространения и совершенствования.
В будущем организаторы планируют уделить особое внимание дополнительному образованию. Там шикарные возможности и методики, но нужно, чтобы педагоги не боялись это показывать, заявила Мелина, обозначив планы по расширению участия преподавателей дополнительного образования в подобных мероприятиях.
Успех фестиваля подтверждает эффективность инклюзивного образования в регионе и создает основу для дальнейшего развития и внедрения инновационных практик не только в Татарстане, но и по всей России. Отметим, фестиваль проводится с 2019 года в целях выявления и тиражирования лучших практик в области инклюзивного образования, способствующих решению задач успешного включения в образовательный процесс воспитанников с особыми образовательными потребностями.
VIII Фестиваль лучших инклюзивных практик подтвердил свою роль как ведущей площадки для развития инклюзивного образования в регионе. Предложенные инновационные решения и методики открывают новые возможности для создания безбарьерной образовательной среды и помогают каждому ребенку реализовать свой потенциал.
Добавить комментарий