Федеральный институт родных языков народов РФ разрабатывает Концепцию полилингвального образования. В ней будут представлены единые подходы с учетом региональных особенностей. Об этом сообщила директор этой организацииЭсет Бокована международном форуме Многоязычная Россия: от диалога культур к качественному образованию в Казани.
В последние годы увеличилось количество полиэтнических школ, реализующих образовательные программы на двух и более языках. В трех регионах России разработаны свои модели реализации полилингвального образования, в девяти ведется обучение на 12 родных языках, рассказала руководитель Федерального института родных языков народов РФ.
Бокова отметила, что институт ежегодно проводит мониторинг состояния и развития родных языков. Он отражает динамику образовательного процесса и позволяет определить тенденции развития образования на родных языках. Согласно результатам мониторинга, в целом ситуация сохраняется стабильной, уточнила она.
В школах России изучается 76 языков. В предметных областях родные языки изучают более 2 млн школьников, свыше 300 тыс. во внеурочной деятельности, 88 тыс. в дополнительном образовании, более 350 тыс. в дошкольном образовании.
В России проживает свыше 190 народностей, говорящих на 55 языках, а с учетом диалектов и говоров, более чем на 270. Многоязычие это уникальность и сила нашей страны. И мы обязаны сберечь это главное достояние государства. Обеспечение качества обучения родным языкам достигается только при наличии современных учебников, подчеркнула Бокова.
По ее словам, институтом в прошлом году были подготовлены рукописи 27 учебников по шести языкам, а также методические пособия для учителей, оригинал-макеты и сигнальные экземпляры четырех двуязычных словарей. В этом году разработаны, согласованы с регионами и переданы в Минпросвещения РФ для включения в федеральные образовательные программы проекты 17 рабочих программ по шести языкам.
Кроме того, готовятся рукописи 20 учебников по четырем языкам коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока. Планируется также обновление федеральных рабочих программ по 14 государственным языкам республик России, по четырем из них будут разработаны рукописи учебников для начальных классов.
Замминистра образования и науки РТМинзалия Закировадобавила, что в школах Татарстана организовано обучение и воспитание на пяти языках русском, татарском, чувашском, удмуртском, марийском. Восемь языков являются предметом изучения. В детских садах организованы группы с изучением и воспитанием на родном языке.
Закирова заметила, что в республике также функционируют 111 отделений воскресных школ, в которых изучаются языки, культуры и традиции 30 национальностей.
Добавить комментарий